Федеральный закон «об особых экономических зонах в российской федерации» от 22.07.2005 n 116-фз ст 10 (ред. от 30.12.2020)

Создание ОЭЗ

Особые экономические зоны будут создаваться там, где этого захотят местные региональные и муниципальные власти. Последние, для того чтобы создать у себя в регионе ОЭЗ, должны будут направить заявку на ее создание в Правительство РФ и обосновать целесообразность и эффективность создания (Правила оформления и подачи заявки на создание особой экономической зоны, а также примерная форма такой заявки были утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.09.2005 N 564).

Получив заявки от соискателей, Правительство РФ будет решать, где создавать ОЭЗ, а где — нет. Если в Правительство РФ поступит несколько заявок на создание ОЭЗ одного типа, то тогда будет проведен открытый конкурс по отбору заявок.

Организатором подобных конкурсов будет выступать Минэкономразвития России. Именно это ведомство Правительство РФ наделило полномочиями принимать решение о проведении конкурса, утверждать его результаты и конкурсную документацию, а также организовывать сам конкурс. А вот отбирать заявки на участие в конкурсе будет Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами.

Для проведения конкурсов будут образованы специальные комиссии, которые и будут выбирать победителя среди поданных заявок на создание ОЭЗ. (Узнать о том, как будут проводиться указанные конкурсы, можно из Положения о проведении конкурса по отбору заявок на создание особых экономических зон, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.09.2005 N 563.)

Если Правительство РФ примет решение о создании ОЭЗ, то оно издаст соответствующее постановление. После этого Правительство РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, а также исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, на территориях которых создается ОЭЗ, должны будут подписать соглашение о создании ОЭЗ.

В этом соглашении фиксируются все основные вопросы «жизнедеятельности» ОЭЗ, а именно:

  • объем и сроки финансирования создания инженерной, транспортной и социальной инфраструктур за счет средств федерального, регионального и местного бюджетов;
  • план обустройства и соответствующего материально-технического оснащения ОЭЗ и прилегающей к ней территории;
  • комплекс мероприятий по разработке перспективного плана развития ОЭЗ и порядок их финансирования;
  • размеры принадлежащих РФ, субъекту РФ и муниципальному образованию долей в праве общей долевой собственности на объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур ОЭЗ;
  • порядок эксплуатации и содержания, в том числе осуществления капитального ремонта, объектов инфраструктуры ОЭЗ, находящихся в общей долевой собственности;
  • порядок владения, пользования и распоряжения объектами инфраструктуры, находящимися в общей долевой собственности, после прекращения существования особой экономической зоны и многие другие вопросы.

Любая ОЭЗ создается на двадцать лет. По окончании этого срока она прекращает свое существование. До истечения двадцатилетнего срока ОЭЗ может прекратить свое существование только в случаях, если:

  1. это вызвано необходимостью, связанной с обеспечением обороноспособности страны и безопасности государства;
  2. в течение трех лет с даты создания особой экономической зоны не заключено ни одного соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности либо все ранее заключенные соглашения расторгнуты;
  3. в течение трех лет подряд на территории особой экономической зоны ее резидентами не ведется промышленно-производственная или технико-внедренческая деятельность.

Куда нести документы

Если кандидат в резиденты убедился, что его компания соответствует всем требованиям, необходимо оставить первичную заявку на сайте ОЭЗ «Технополис “Москва”» в разделе «Инвесторам». Сделать это можно и через портал investmoscow.ru. В заявке надо указать контакты компании, необходимую площадь для размещения предприятия и тип производства.

После этого управляющая компания ОЭЗ рассмотрит возможность размещения предприятия. При положительном решении претенденту помогут подготовить документы для подачи заявки на заключение соглашения о работе на территории ОЭЗ и получения свидетельства о регистрации в качестве резидента.

Так, предприятию нужно составить бизнес-план с указанием данных об инвестициях, размере выручки и так далее. Его прикладывают к копиям учредительных документов, свидетельству о регистрации юридического лица и о постановке на учет в налоговом органе и отправляют в Департамент инвестиционной и промышленной политики города Москвы. Среди документов также должна быть заявка на заключение соглашения, содержащая сведения о необходимом имуществе, предполагаемой деятельности и объеме инвестиций.

Если с бумагами все в порядке, проект претендента на статус резидента рассматривает межведомственная комиссия, которая выносит окончательное решение. После этого Департамент направляет заявителю выписку из протокола и проект трехстороннего соглашения для последующего заключения. Копия документа направляется в Министерство экономического развития Российской Федерации, резидента включают в реестр и выдают соответствующее свидетельство.

Размещение с комфортом

На территории ОЭЗ можно арендовать готовое помещение или построить собственный завод с нуля. В «Алабушево», например, доступны площади как по типу brownfield (с уже имеющимися постройками), так и greenfield (свободные от строений земельные участки). А в Печатниках есть только brownfield-площади.

Независимо от того, какую площадку выберет новый резидент, его обеспечат всеми необходимыми коммуникациями для запуска производства.

Учитывается на площадках ОЭЗ и специфика работы компаний. Например, для развития производств микроэлектроники и фармацевтики инвесторы могут арендовать специальные помещения. В воздухе так называемых чистых комнат поддерживается заданный размер и количество частиц пыли, микроорганизмов, аэрозольных элементов и химических паров на кубический метр. В таких помещениях можно контролировать влажность, давление и температуру.

Статья 20. Расторжение соглашения об осуществлении деятельности

1. Расторжение соглашения об осуществлении деятельности допускается по соглашению сторон.

2. Соглашение об осуществлении деятельности может быть расторгнуто судом по требованию одной из сторон в связи с существенным нарушением его условий другой стороной, существенным изменением обстоятельств или по иным предусмотренным настоящим Федеральным законом основаниям.

3. Существенным нарушением резидентом особой экономической зоны условий соглашения об осуществлении деятельности является:

1) осуществление в особой экономической зоне предпринимательской деятельности, не предусмотренной соглашением об осуществлении деятельности;

2) неосуществление предусмотренной им деятельности в течение двадцати четырех месяцев подряд с момента установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти либо органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему полномочий, предусмотренных пунктом 5.1 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона факта неосуществления деятельности;

3) непредставление в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти либо орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему полномочий, предусмотренных пунктом 5.1 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, в срок, установленный соглашением об осуществлении деятельности, проектной документации и результатов инженерных изысканий, необходимых для осуществления предусмотренных бизнес-планом мероприятий, в целях проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, их согласования в случае, если их представление предусмотрено соглашением об осуществлении деятельности;

4) неосуществление инвестиций, в том числе капитальных вложений, в объеме и в сроки, которые предусмотрены указанным соглашением, в случае, если их осуществление предусмотрено соглашением об осуществлении деятельности.

4. В случае отказа органов управления особыми экономическими зонами заключить договор аренды земельного участка и (или) договор аренды государственного и (или) муниципального имущества резидент особой экономической зоны имеет право обратиться в суд с требованием о расторжении соглашения об осуществлении деятельности либо о заключении договора аренды земельного участка и (или) договора аренды государственного и (или) муниципального имущества.

5. В соглашении об осуществлении деятельности могут быть указаны иные действия резидента особой экономической зоны и (или) органов управления особыми экономическими зонами, признаваемые сторонами существенными нарушениями условий соглашения об осуществлении деятельности.

6. Соглашение об осуществлении деятельности может быть расторгнуто судом по требованию уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти либо органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему полномочий, предусмотренных пунктом 5.1 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, при наличии отрицательного заключения государственной экспертизы проектной документации, если в разумный срок проектная документация не доработана с учетом замечаний и предложений, изложенных в этом заключении.

7. В случае прекращения действия соглашения об осуществлении деятельности расходы, понесенные в связи с его исполнением резидентом особой экономической зоны, не возмещаются.

Налогообложение резидентов ОЭЗ

Согласно новой ст. 5.1 Закона об ОЭЗ (дополнена Федеральным законом N 409-ФЗ) налогообложение указанных резидентов осуществляется в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах (ранее об этом было сказано в ст. 36). Причем в отношении резидентов ОЭЗ в течение срока действия соглашения об осуществлении деятельности не применяются акты законодательства РФ, законы субъектов РФ и нормативные правовые акты органов местного самоуправления о налогах и сборах, ухудшающие их положение. Это не касается только актов законодательства РФ о налогах и сборах, связанных с налогообложением подакцизных товаров (ст. 38 Закона об ОЭЗ).

Кто такой резидент ОЭЗ?

Согласно п. 1 ст. 9 Закона об ОЭЗ резидентом промышленно-производственной ОЭЗ признается коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированная в соответствии с законодательством РФ на территории муниципального образования, в границах которого расположена ОЭЗ, и заключившая с органами управления особыми экономическими зонами специальное соглашение. С 01.01.2012 заключается соглашение об осуществлении промышленно-производственной деятельности или деятельности по логистике либо соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности в промышленно-производственной ОЭЗ. До указанной даты заключалось соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности.

Пунктом 1 ст. 10 Закона об ОЭЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2012) предусмотрено, что резидент промышленно-производственной ОЭЗ вправе вести на территории этой зоны только промышленно-производственную деятельность (производство, переработку и реализацию товаров (продукции)) в пределах, установленных соглашением. С 01.01.2012 резидент обозначенной зоны вправе заниматься также деятельностью по логистике (оказанием услуг по обеспечению перевозок и складированию товаров). Кроме того, по решению экспертного совета по технико-внедренческим ОЭЗ в промышленно-производственной ОЭЗ допускается осуществление технико-внедренческой деятельности.

Резидентом технико-внедренческой ОЭЗ на основании п. 2 ст. 9 Закона об ОЭЗ признается коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированная на территории муниципального образования, в границах которого расположена ОЭЗ, и заключившая с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении (до 01.01.2012 — о ведении) технико-внедренческой деятельности. Резидентом этой зоны также может стать индивидуальный предприниматель. Под технико-внедренческой деятельностью понимаются инновационная деятельность, создание, производство и реализация научно-технической продукции, создание и реализация программ для ЭВМ, баз данных, топологий интегральных микросхем, информационных систем, оказание услуг по внедрению и обслуживанию таких продукции, программ, баз данных, топологий и систем, а также предоставление резидентам технико-внедренческой ОЭЗ услуг инновационной инфраструктурой, необходимой для осуществления их деятельности. Ранее данная деятельность была более узкой и включала в себя создание, производство и реализацию научно-технической продукции, создание и реализацию программ для ЭВМ, баз данных, топологий интегральных микросхем, информационных систем, оказание услуг по внедрению и обслуживанию таких продукции, программ, баз данных, топологий и систем.

В соответствии с п. 3 ст. 9 Закона об ОЭЗ коммерческая организация (индивидуальный предприниматель) признается резидентом ОЭЗ с даты внесения соответствующей записи в реестр резидентов особой экономической зоны. Данная запись вносится уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти <3> (далее — уполномоченный орган) в течение трех дней с момента подписания соответствующего соглашения. После этого резиденту ОЭЗ выдается свидетельство, удостоверяющее регистрацию лица в качестве такового. Кроме того, уполномоченный орган передает сведения о регистрации лица в качестве резидента ОЭЗ в налоговый и таможенный органы в течение трех дней со дня регистрации (ранее на это отводился один день). В этот же срок сообщение должно быть отправлено в органы, осуществляющие контроль за уплатой страховых взносов (если для резидента ОЭЗ применяются пониженные тарифы страховых взносов) (добавлено).

<3> После упразднения Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами его функции Указом Президента РФ от 05.10.2009 N 1107 были переданы Минэкономразвития.

К сведению. Пунктом 4 ст. 10 Закона об ОЭЗ установлено, что резидент ОЭЗ не вправе иметь филиалы и представительства за пределами территории ОЭЗ. Однако нормы, допускающие или запрещающие резидентам ОЭЗ осуществлять какую-либо деятельность за пределами территории ОЭЗ, за исключением запрета на ведение деятельности через филиалы и представительства за пределами такой зоны, в указанном Законе отсутствуют. Поэтому организация — резидент ОЭЗ может осуществлять деятельность и иметь имущество (например, для сдачи в аренду) за пределами территории ОЭЗ (Письмо Минфина России от 28.02.2008 N 03-05-04-01/09). С этой целью она может создать обособленное подразделение, не являющееся филиалом или представительством.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector